Узкие полости между отдельными частями отливки служат одной из главных причин, затрудняющих формовку и литье. Такие полости между стенками отливки образуются тонкими выступами из формовочной или стержневой смеси. Формовка этих тонких частей и предохранение их от действия струи жидкого металла требуют значительного времени. Кроме того, они всегда увеличивают возможность возникновения брака. Конструктору следует избегать применения подобного рода элементов или в случае необходимости выделять их как самостоятельные отливки.
На Рис. 1, а показана стальная отливка детали мотоцикла, имеющая узкую полость (между фланцем и усиливающим ребром) в месте X. Небольшое изменение конструкции (поворот ребра из наклонного положения в горизонтальное, Рис. 1, б) значительно упрощает формовку.

Рис. 1. Конструкция стальной отливки детали мотоцикла: а - неправильная; б- правильная.
В отливке крышки, представленной на Рис. 2, предусмотрены очень узкие щели б с наклоном под углом 60° (сечение А-А). Конструкцию можно изменить следующим образом: 1) выделить эту часть с узкими щелями в отдельную отливку или изготовить ее прессованием из листового проката, 2) увеличить размеры щелей, 3) получать их путем механической обработки.
Иногда из-за ошибочности конструкции в форме или в стержнях образуются узкие или остроконечные выступы, которые легко смываются струей жидкого металла и образуют засорьы в отливке.

Рис. 2. Неправильная конструкция крышки.
Примером такой конструкции может служить головка авиационного двигателя, представленная на Рис. 3. Между впускным и выхлопным клапанами для лучшего охлаждения предусмотрено свободное пространство, имеющее внизу (место X) ширину около 2 мм. Чтобы не применять такого тонкого стержня, который под воздействием горячего металла легко деформируется и заваривается металлом, следует увеличить это свободное пространство так, как показано пунктирными линиями.

Рис. 3. Головка авиационного двигателя с воздушным охлаждением.
Правильное выполнение охлаждающих ребер цилиндров и головою двигателей является серьезной проблемой. На Рис. 4 показана конструкция охлаждающих ребер цилиндров и головок, изготовленных из алюминиевых сплавов. Тонкие и высокие ребра (наибольшая высота ребер 75 мм} с узкими полостями между ними требуют специального оборудования и специальной техники формовки.

Рис. 4. Конструкция охлаждающих ребер при высоте: а - 32 мл; б - 60 мм; в - 75 мм.
Размеры в скобках относятся к двигателям современных спортивных машин (Порш).
Иногда из-за ошибочности конструкции в форме или в стержнях образуются узкие или остроконечные выступы
Мелкие элементы в крупных отливках нежелательны как в отношении литья, так и для механической обработки. Различного рода кронштейны, платики, детали управления и т. п. лучше всего отливать отдельно, а затем укреплять болтами в соответствующем месте крупной отливки. Очень часто небольшой прилив на крупной отливке служит причиной значительных затруднений при литье либо вызывает брак вследствие незаполнения этого прилива, засорения его или повреждения. Кроме того, обработка таких элементов обходится дороже, так как часто приходится использовать большие станки и устанавливать на них тяжелую отливку. Опубликовано: 2014.09.02 Обновлено: 2014.09.28 |